Социальный фонд "Свободные ресурсы"
Возрождение культуры Среднего Поволжья
Окружная ярмарка социальных и культурных проектов "Саратов-2001"


Уроки домовой резьбы


Введение
Домовая резьба по дереву
Материалы, инструмент и рабочее место
Этапы и приёмы изготовления элементов декора
Каталог техник домовой резьбы
Краткий словарь терминов
Рекомендуемая литература
Лекала








Проект "Возрождение культуры Среднего Поволжья - Домовая резьба по дереву" осуществлялся за счет средств грантового фонда конкурса "Социальное партнерство" Окружной ярмарки социальных и культурных проектов "Саратов 2001"







Урок 1: домовая резьба по дереву, историческая справка

В русском народном творчестве издавна особое место занимала домовая резьба. Это нашло отражение в старинных песнях, былинах: " Во тёмном бору богатый дом стоит, весь убран, приукрашен", или "Крыльчушко красное, с точёными балясами, с переходами брусчатыми"! Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к родному дому, к отчему краю.

Народные мастера, прекрасно понимая декоративную прелесть бревенчатой, рубленой стены, не стремились к излишеству орнаментации, не делали украшений там, где они не были оправданы конструкцией дома.

Деревянной резьбой украшали карнизы фронтонов, слуховые окна, фризовые доски, наличники и ставни окон, крыльцо, ворота, калитки. Она стала неизменной спутницей архитектуры крестьянского и городского жилища. И сейчас отчётливо видно пристрастие наших предков к украшению своего дома деревянным кружевом. Оно делало его ценным памятником архитектуры, в котором сочетались простота форм, естественность с разнообразием приёмов выполнения различных видов резьбы. И если на севере России художественно-конструктивное решение деревянного убранства отличалось лаконизмом и суровостью, то в Поволжье полёт фантазии художников не сдерживался ничем. Здесь смело и раскованно использовали весь многовековой опыт народного художественного творчества, заимствования у оригинальной архитектуры. Русский Север и Поволжье - это заповедники резьбы по дереву, музей и мастерская, где любой может полюбоваться и научиться у мастера старинному почётному ремеслу - резьбе по дереву.

Истоки русского народного искусства уходят в далёкое прошлое, обнаруживая, явные языческие корни.

В вещественных памятниках древности (и на постройках) есть схематические рисунки, не являющиеся изображениями предметов среды обитания человека. Они часто выглядят как орнамент, но это символы с глубоким смыслом: в дописьменную эпоху ими фиксировались важные знания, понятия, представления о мире.

Славянское язычество заключалось в прославлении жизненных сил природы, плодородия земли, прежде всего.

С годами и веками символический смысл кружков, треугольников, крестов был забыт, и они превратились в орнамент, который передавался из поколения в поколение, освещённый традицией. Можно попытаться и сегодня проникнуть в прошлое, разгадать первоначальный смысл орнамента деревянного узора домов, попытаться стать ближе к предкам. В современном крестьянском искусстве архаические элементы как элементы декора практически утратили заклинательный смысл. Но орнамент мало изменился за века, по-прежнему: зооморфный, антропоморфный, геометрический и растительный.

Резьба по дереву - одна из наиболее распространённых и доступных форм и видов народного орнамента.

Домовая резьба началась, вероятно, с заметки: зарубки топором или условного знака хозяина дома. Со временем эти знаки усложняются структурой своих рядов, фигур, мест, где они размещались на доме. Некоторые заметки-зарубки с самого начала были оберегами-символами надежды на благополучие и охрану домашнего очага от бед и невзгод.

Наверх 

Русское крестьянское жилище сочетало в себе практичность и необыкновенную красоту. Различные архитектурные детали несли определённое утилитарное значение и в то же время играли декоративную роль, выполняя обереговую функцию. Так, например, необходимость закрыть щели, неизбежно возникающие между бревенчатой стеной дома и рамой окна, вызвало появление наличников, которые украшают дом и являются своеобразной границей его с внешним миром. Наличники - это и украшение дома и его оберег.

г.Самара, ул.Льва Толстого, д.60
г.Самара, ул.Льва Толстого, д.60
г.Самара, ул. Красноармейская, д.81

г.Самара, ул. Красноармейская, д.81
г.Самара, ул. Галактионовская, д.104

г.Самара, ул. Галактионовская, д.104

Среди элементов народной культуры деревянные резные украшения отличаются огромным многообразием по технике исполнения, сюжетами и композиционным расположением на доме. Русская архитектурная резьба условно делится на: 1) скульптурную; 2) плоскую; 3) рельефную резьбу Поволжья; 4) пропильную. Несколько слов о каждом виде резьбы.

Скульптурная резьба свойственна северным губерниям: Архангельской, Вологодской, Псковской, Пермской.

Концы выступающих брёвен и слег обрабатывались так, что приобретали очертания животных, птиц и прочих фигур.

Скульптурная резьба декорировала двускатные кровли русских изб с охлупнем, которому придавали форму конской головы, оленьей с ветвистыми рогами, гуся, лебедя. Двускатные кровли часто имели такую протяжённость, что одного охлупня было недостаточно. На крыши укрепляли два бревна корневищами в противоположные стороны, и каждое получало скульптурную обработку. Один конь глядел на улицу, другой - в лес! Скульптура завершала композицию фасада избы идеально. Коньки плыли над землёй в далёком небе на фоне изменчивых облаков.

Древность происхождения мотива парного конька и вообще коня, как оберега, подтверждается археологическими находками. Со временем представления о символическом значении коня слабели и превращались в элемент декора. Конь - охлупень как важный конструктивный и художественный элемент кровли сохраняется и в наши дни. Дань традиции и хорошему вкусу. Водоспуски дома украшались скульптурными изображениями звериных рогов, змееобразных голов и т.д.

В Ярославской, Костромской и Нижегородской губерниях не менее распространены изображения птицы - гуся, лебедя, утки. Они символизировали доброе начало. Особенно часты их изображения в наличниках окон. Образы утки, петуха-павлина, курочки - оберег от дурного глаза всех живущих в доме.

Наверх 

Плоская резьба - группа самых распространённых видов резьбы по дереву в 19 веке. У неё много названий и разновидностей: городчатая, долблёная, выемчатая, трёхгранно- выемчатая. В плоской резьбе ритмический геометрический узор часто сочетается со сквозной прорезью, создавая настоящее деревянное кружево!

Часто в рисунке повторяется изображение круга с расходящимися от центра лучами, напоминающий диск солнца. Этот мотив мы можем наблюдать в украшении балконов, галерей, крылец, наличников…

г.Самара, ул. Галактионовская, д.89
г.Самара, ул. Галактионовская, д.89
г.Самара, ул.Садовая, д.56

г.Самара, ул.Садовая, д.56
г.Самара, ул. Ленинская, д.60

г.Самара, ул. Ленинская, д.60

Сюжеты плоской резьбы 18-19 в.в. учёные связывают с древнейшими языческими верованиями славян и их магическими заклинаниями. Круги, розетки, звёзды, кресты, колёса, ромбы, квадраты служили в древности символами огня и солнца, были сильнейшими оберегами.

Рельефная резьба Поволжья в 19 веке особенно широко применялась в декоре жилищ Верхнего и Среднего Поволжья. Корабельная (барочная), глухая, долотная - это ещё распространённые названия рельефной резьбы Поволжья. Как выразительно точны эти названия! Этот вид резьбы отличается высоким рельефом, узоры преимущественно растительного орнамента.

Мужское население Поволжья издавна занималось строительством речных судов - ладей, стругов. Корма богато украшалась резьбой по дереву. Постепенно многие резчики, украшавшие суда, стали применять свои навыки при постройке домов односельчан, получали заказы от горожан. Поэтому не удивительно, что многие мотивы корабельной резьбы постепенно переходили на фасады домов.

Корабельная резьба распространилась во всём Волго-окском междуречье.

Коломенский деревянный дворец царя Алексея Михайловича, который строился в 1667-1668 гг., называли "восьмым чудом света". При его украшении резчики по дереву превзошли самих себя. Они украсили кровли, подзоры, крыльца, галереи, переходы, наличники окон тончайшей корабельной резьбой. Жаль, что дворец теперь живёт только в рисунках и наших воспоминаниях о прошлом…

На всех этапах развития корабельной резьбы в Поволжье фризовые (лобовые) доски оставались самой важной деталью убранства дома, хотя талант резчика в полной мере раскрывался при исполнении всего комплекса декора жилища.

Украшая резьбой наличники, ставни, подзоры народные умельцы использовали различные мотивы родной природы, но и не пренебрегали образами мифических, сказочных существ: русалками, птицами-сиренами с женским лицом и роскошным хвостом павлина, львами с ветвью в лапах.

Сирены - полуженщины-полурыбы - мифические существа в резьбе встречаются не только у русских, но и у мордвы. В чувашских сёлах можно встретить даже изображения человеческих фигур. И всё это острым топором и долотом! Какого же мастерства нужно было достичь, чтобы из дерева "лепить" пластические фигуры?!

Наверх 

К началу 20 века широкое распространение получил самый простой по изготовлению, не требующий современных инструментов, вид резьбы по дереву - сквозная (пропильная) резьба, которая выполняется с помощью пил различной конфигурации по нанесённому по доске рисунку. При определённой сноровке за неделю можно было выполнить декор дома. При сквозной резьбе рисунок (орнамент) стал главным определяющим элементом всей работы, как у мастериц известных на весь мир вологодских кружев.

г.Самара, ул. Ярмарочная, д.27
г.Самара, ул. Ярмарочная, д.27
г.Самара, ул. Красноармейская, д.92

г.Самара, ул. Красноармейская, д.92
г.Самара, ул. Бр.Коростелевовых, д.80

г.Самара, ул. Бр.Коростелевовых, д.80

Народное деревянное зодчество Самары 19 - нач. 20 вв., как и других губернских городов, - феномен архитектуры и градостроительства.

Трудно представить деревянные дома дореволюционной Самары без резного убранства. Им не просто украшали дом, а выделяли из других. В Самаре невозможно найти двух похожих домов; целые улицы неповторимых шедевров!

Особенно самарцы украшали крышу. Но ни одного "конька" не сохранилось. Но изображение коня встречается часто и в большом многообразии. На фоне резного фриза дома №106 на Вилоновской улице расположен ритмический ряд оригинальных по рисунку фигурных кронштейнов в виде голов коней. В них - стремительность бега, сила, красота, стройность благородных животных. Или милые, сказочные коньки-горбунки на доме №22 на улице Красноармейской! У каждого мастера - свой конь.

г.Самара, ул. Льва Толстого, д.128
г.Самара, ул. Льва Толстого, д.128

А в деревянных квадратах под свесом кровли дома №128 на ул. Льва Толстого можно увидеть четырёх ласточек. Они расположены между изящными кронштейнами, профили которых напоминают сказочных птиц. С удивлением и радостью мы видим клюв, глаза, крыло, хвост!

Полюбоваться конём, символом добра и бессмертия, и лебедем, символом любви и красоты, можно на деревянном доме №32 на ул. Ярмарочной или на оконных наличниках дома №51 на ул. Ленинской.

г.Самара, ул. Вилоновская, д.106
г.Самара, ул. Вилоновская, д.106

От резного декора дом №106 по ул. Вилоновской кажется сказочным, воздушным и, в то же время, таким уютным, домашним! Прохожего не покидает чувство восхищения его творцом, он благодарен незнакомому мастеру за радость, которую тот доставляет уже более ста лет самарцам.

Со временем деревянная резьба на обшитых досками стенах домов становится их самым выразительным и нарядным элементом.

Свес кровли, который довольно сильно выступает, отделывается резными досками - подзорами. За подзорами разворачивается фриз с многоярусной узорной резьбой. А под ним - наличники и ставни окон. В Самаре есть и прямоугольная, и с полукруглой верхней частью (дом 36, 46 на ул. Толстого) - ампирные, и круглые окна в стиле модерн у дома №105 на ул. Садовой.

Какие изящные скромные наличники на доме №42 на улице Агибалова, выполнены в технике рельефной (корабельной) резьбы.

В обрамлении окна символические знаки (обереги) превращались в декоративные детали: дом №27 по улице Ярмарочной (проект А.А. Щербачёва) и дом №91 на улице Галактионовской.

г.Самара, ул. Ярмарочная, д.27

г.Самара, ул. Ярмарочная, д.27
г.Самара, ул. Галактионовская, д.91
г.Самара, ул. Галактионовская, д.91
Наверх 

Этническое своеобразие Самары, возникшей на пересечении традиционных кочевий поволжских народов и великих торговых путей, нашло отражение в убранстве домов, которое имеет не только художественную ценность, но и историческую. На фасадах домов видна работа мастеров разных губерний: Верхнего Поволжья, Прикамья, Приуралья. Они привнесли своё в технику резьбы, орнамент… Всё это делает Самару неповторимым по красоте волжским городом. Каждая удачно найденная форма передавалась от мастера к ученику, получала новое толкование, но никогда не забывалась, не терялась, став концентрацией скрытых, неясных, часто нам уж непонятных символов!

Главный элемент, проходящий через все орнаменты - это ромб. Это символ земли. Круг не менее распространён - это символ солнца (иногда восходящего солнца - полукруг) ул. Водников, д. №38, 77, ул. Ленинская, д. №60. Соединение круга и ромба - символ плодородия. А какие "солнышки" исполняют резчики! Как они светят со стен самарских домов (ул. Галактионовская, д. №221). На щипце скромного одноэтажного дома мастер создал целое эпическое полотно (ул. Ленинская, д. №232). Над окнами две взъерошенных птицы с поднятыми лапками, открытыми клювами и настороженными взглядами! Сквозная резьба позволяет передать даже мимику, настроение! Под этими хищными страшными птицами - две змеи, смотрящие вниз на прохожих с оскаленными (какими-то собачьими) мордами. В центре этой мифической композиции мастер поместил "солнышко". Хвосты этих змей составляют изысканный орнамент! Былина, застывшая в дереве! Но дом снесён, уникальная резьба уничтожена. Остались лишь фотографии, рисунки. Даже фрагмента в музее не осталось…

г.Самара, ул. Коммунистическая, д.5
г.Самара, ул. Коммунистическая, д.5

Как и дома на улице Коммунистической, №5, где мастер вырезал из дерева и прикрепил к стене часы с циферблатом, стрелками и гирями. Они отсчитывали время. Неумолимое время, которое не остановить.

У деревянных строений короткий век. Не то что у кирпича или мрамора. Время обращает в прах деревянное зодчество, а вместе с ним громадный пласт художественной культуры народа.

Наверное, нельзя превратить всю страну в одни сплошные Кижи. Есть путь в бессмертие для деревянной резьбы: сохранить мастерство, опыт, приёмы резьбы. Научить молодых резать по дереву. В сёлах и городах. Ведь строят же из дерева, из брёвен дома. Это в традициях русских - строить из дерева, резать кружева по дереву, украшать свои дома резными наличниками, крылечками. Мы многое растеряли в лихолетье. Но время отделило главное, без чего жизнь не может быть счастливой, от второстепенного, чужеродного. Народное творчество - это истинная ценность. Резьба по дереву - его неотъемлемая часть. Русские не должны забыть как резать по дереву. Создавать красоту своими руками - в крови нашего народа-умельца. Данное методическое пособие содержит в себе рекомендации для преподавателей курса "Домовая резьба".

Наверх 


Copyright © 2002 Социальный фонд "Свободные ресурсы". All rights reserved.
Посылайте свои вопросы и предложения на е-mail: frsf@narod.ru
Hosted by uCoz